Вопросы о Великом посте

1. Для чего установлено правило поста, в чем его польза?
Пост это не только особое время воздержание, предписанное Церковью, но и то место где стоит военный караул. По своей сути, пост это время, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Это и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, от второстепенных занятий, от праздных разговоров. Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что самое главное сокровище для нас, христиан – это наша душа, к сожалению, отягченная грехами. Вот пост это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям.


2. Должен ли каждый крещеный человек поститься?
Если говорить о посте как о воздержании от определенных видов пищи, то нет, не каждому православному пост вменяется в обязанность. Не должен поститься ребенок, больной человек, если назначения лечащего врача предписывают вкушение скоромного, не нужно поститься беременным и кормящим женщинам. Но тут еще хочется сказать о том, что именно наполняет пост смыслом. Для постящегося смысл поста лежит не в самом посте, а за его пределами. Смысл Великого Поста в Пасхе, в радости о том, что победа Христа над смертью это и наша победа. В этом весь смысл христианской веры. Христос не только сам силою своего Божества воскрес, но и нам жизнь даровал. Вот стать участником этой победы Жизни над смертью, можно только будучи участником Таинства Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христа. Без Причастия пост – всего лишь диета. Поэтому если постящийся человек не участвует в Божественной Литургии, не посещает храм, ну а саму Пасху, проводит во всяческом разгуле, то такой пост и не пост вовсе.
3. Что такое благословление, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься?
Благословением на пост для нас для всех является день Прощеного Воскресенья, когда православные, собравшись в храме просят прощения друг у друга и у священства за вольные и невольные обиды. Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними, по слову Самого Христа.
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Мф. 24) Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то что вкушать или невкушать, например по болезни. И потому те, кто не может поститься в полной мере, в Прощеное Воскресенье испрашивают у духовенства благословения на послабление поста.
4. Кто определяет постящемуся степень строгости поста?
Во-первых, строгость поста определяет церковный устав.
Во-вторых, строгость поста, для каждого, в большей степени, чем Устав, определяет наша совесть, потому что не всякая строгость и не всякое воздержание может быть одинаково полезно для каждого. Тем более, церковный устав это устав монашеский. И вполне понятно, что тот вес, который шутя поднимает тяжелоатлет, неподготовленного человека может покалечить. Поэтому полнота, как физического, так и духовного подвига постигается постепенно. Еще Антоний Великий, основатель монашества в 4 веке говорил, что самая главная добродетель это рассудительность, поэтому к мере поста надо подходить с умом, соразмерив свое и физическое и духовное состояние и посоветовавшись со священником, помня о том, что пост – это, прежде всего воздержание от греха. Прежде чем отказаться от мяса, надо отказаться от каннибализма, т.е. престать есть друг друга и тогда уже помышлять о церковном посте.
5. Чтобы вы порекомендовали тем, кто первый раз поститься или, еще не решился на этот духовный подвиг.
Прежде всего, ясно понимать, что пост это не цель, а средство. А цель поста – Пасха, победа над грехом и жизнь с Богом. Кроме того, надо понимать, что пост без правильной церковной жизни, без Евхаристии, без исповеди – не более чем диета.
Сам Христос говорит о том, каким должен быть пост:
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6).
Пост, как и любой подвиг, христианину не подобает выставлять напоказ, внешним видом показывать всем окружающим безмерную всемирную скорбь: я пощусь, не подходи ко мне. Наоборот, аскетическая монашеская литература называет пост «веселым временем», временем обновления, очищения души от мусора. Если мы с этим мусором себя не отождествляем, всей душой жаждем от него избавиться и войти обновленными в то пространство, в котором уже не мы своими незначительными усилиями стремимся приблизиться к Богу, а в котором Сам Воскресший Бог, уничтожив ад идет навстречу нам, тогда пост нам не может не принести радость.
Из интервью священника Александра Пикалёва газете Слово

(4)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *