День рождения Церкви

Что про­изо­шло в Иеру­са­ли­ме?

По­сле Воз­не­се­ния Гос­по­да с го­ры Еле­он­ской апо­сто­лы вер­ну­лись в Иеру­са­лим. Про­шло де­сять дней, и на­сту­пил празд­ник Пя­ти­де­сят­ни­цы. Уче­ни­ки и Бо­го­ма­терь, как и по­ве­лел им Иисус Хри­стос, – пи­шет еван­ге­лист Лу­ка в сво­ем про­дол­же­нии Еван­ге­лия, – «бы­ли еди­но­душ­но вме­сте. И вдруг раз­дал­ся с неба шум, как бы от несу­ще­го­ся силь­но­го вет­ра, и на­пол­нил весь дом, где они на­хо­ди­лись. И яви­лись им раз­де­ля­ю­щи­е­ся язы­ки, как бы ог­нен­ные, и опу­сти­лись по од­но­му на каж­до­го из них. И на­пол­ни­лись все Свя­то­го Ду­ха, и на­ча­ли го­во­рить на дру­гих язы­ках» (Деян.2:1-4).

Иеру­са­лим же был пе­ре­пол­нен па­лом­ни­ка­ми – «иуде­я­ми диас­по­ры (рас­се­я­ния)», съе­хав­ши­ми­ся со всех кон­цов Рим­ской им­пе­рии на этот вто­рой по зна­чи­мо­сти (по­сле Пас­хи) празд­ник. Они услы­ша­ли неожи­дан­ный шум, по­доб­ный шу­му бу­ри и на­дви­га­ю­щей­ся гро­зы, при­шли в смя­те­ние и по­спе­ши­ли к до­му апо­сто­лов. Их изум­ле­нию не бы­ло кон­ца, ко­гда они уви­де­ли про­стых га­ли­ле­ян, вдох­но­вен­но ве­щав­ших на раз­ных язы­ках. Бо­лее то­го, для каж­до­го из них про­по­ведь апо­сто­лов зву­ча­ла на его род­ном язы­ке! Чтобы под­черк­нуть это чу­до мно­го­язы­чия (глос­солалии), апо­стол Лу­ка на­ро­чи­то при­во­дит длин­ный спи­сок на­ро­дов со всех кон­цов Рим­ской им­пе­рии, вклю­чая и от­да­лён­ные окра­и­ны.

Окон­ча­тель­ное про­зре­ние апо­сто­лов

Что же про­изо­шло с уче­ни­ка­ми Хри­ста? Бо­го­сло­вы спо­рят об этом дав­но, но, ду­ма­ет­ся, ни­ко­гда не смо­гут дать од­но­знач­но­го от­ве­та. Бес­спор­но лишь то, что в этот день они на­ко­нец ста­ли ис­тин­ны­ми апо­сто­ла­ми («по­слан­ни­ка­ми»). В стра­хе бе­жав­шие из Геф­си­ма­нии, а в день Воз­не­се­ния на­де­яв­ши­е­ся на вос­со­зда­ние зем­но­го Из­ра­иль­ско­го цар­ства, они об­ра­ща­ют­ся те­перь ко все­му ми­ру. Мир бу­дет пре­сле­до­вать их, са­жать в тюрь­мы, бро­сать на аре­ны Ко­ли­зея в ла­пы ди­ких зве­рей, – но ока­жет­ся бес­силь­ным пе­ред та­ин­ствен­ным Да­ром, по­лу­чен­ным в Пя­ти­де­сят­ни­цу.

Хри­сти­ан­ская Пя­ти­де­сят­ни­ца: со­бы­тие и празд­ник

По­чти две ты­ся­чи лет то­му на­зад, мир вос­при­нял тай­ну Три­еди­но­го Бо­га: Вет­хий За­вет знал Еди­но­го Бо­га, по­ло­жив­ше­го ос­но­ва­ние Вет­хо­за­вет­ной Церк­ви; Сын, во­пло­тив­шись на зем­ле, со­здал Цер­ковь Но­во­го За­ве­та; Дух Свя­той от­крыл её ис­то­ри­че­ское вре­мя и дей­ству­ет в ней «до скон­ча­ния ве­ка». По­это­му празд­ник рож­де­ния Хри­сти­ан­ской Церк­ви име­ну­ет­ся Днём Свя­той Тро­и­цы.

Бо­го­слов­ское уче­ние о вза­и­мо­от­но­ше­нии Лиц Свя­той Тро­и­цы бы­ло окон­ча­тель­но сфор­му­ли­ро­ва­но ещё в IV ве­ке, в пе­ри­од оже­сто­чен­ных три­ни­тар­ных спо­ров, вы­зван­ных лже­уче­ни­ем Ария Алек­сан­дрий­ско­го, и за­креп­ле­но в Ни­кео-Ца­ре­град­ском Сим­во­ле ве­ры.

Празд­ни­ку Пя­ти­де­сят­ни­цы пред­ше­ству­ет Тро­иц­кая Ро­ди­тель­ская Суб­бо­та – день по­ми­но­ве­ния усоп­ших. В са­мый день празд­ни­ка, обыч­но сра­зу по­сле Ли­тур­гии, со­вер­ша­ет­ся Ве­чер­ня, на ко­то­рой чи­та­ют­ся три мо­лит­вы, об­ра­щён­ные к Три­еди­но­му Бо­гу. В это вре­мя, впер­вые по­сле Пас­хи, все ста­но­вят­ся на ко­ле­ни.

Ко Дню Тро­и­цы хра­мы и до­ма у нас уби­ра­ют­ся де­рев­ца­ми, тра­вой и цве­та­ми. Этот кра­си­вый обы­чай свя­зан с ис­то­ри­че­ским вос­по­ми­на­ни­ем об­ря­дов вет­хо­за­вет­ной Пя­ти­де­сят­ни­цы, – при­не­се­ни­ем Бо­гу зе­ле­не­ю­щих на­чат­ков жат­вы, а так­же и с рус­ской на­род­ной тра­ди­ци­ей про­во­дов вес­ны и встре­чи ле­та.

Пер­вый по­не­дель­ник по­сле Пя­ти­де­сят­ни­цы име­ну­ет­ся Днём Свя­то­го Ду­ха. Он яв­ля­ет­ся как бы про­дол­же­ни­ем празд­ни­ка Свя­той Тро­и­цы и по­свя­щён осо­бо­му че­ство­ва­нию Её Тре­тье­го Ли­ца. С это­го же дня на­чи­на­ет­ся пер­вая сед­ми­ца по Пя­ти­де­сят­ни­це; она име­ну­ет­ся «сплош­ной», по­то­му что пост в сре­ду и пят­ни­цу от­ме­ня­ет­ся. А с по­не­дель­ни­ка вто­рой сед­ми­цы на­чи­на­ет­ся Пет­ров пост.

Празд­ни­ком Свя­той Тро­и­цы за­вер­ша­ет­ся Пас­халь­ный пе­ри­од.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

(14)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *