Азбука веры

Жёны-мироно́сицы – прославленные Церковью в лике святых Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные: (Мф.28:1); (Мк.15:40, 16:1); (Лк.24:10); (Ин.20:1-2, 11-18).
Память празднуется в 3-е воскресенье по 
Пасхе. Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок.

Миpоносицы – носящие миpо. Это те женщины, котоpые в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя.
Hо не в этy ночь Воскpесения Хpистова и не в пpедыдyщий день создалось и сплотилось это содpyжество женщин-миpоносиц. Мы знаем со стpаниц святого Евангелия, что, когда Господь Спаситель обходил со Своею пpоповедью гоpода и селения, вокpyг Hего всегда собиpалась толпа наpода. Сpеди этого наpода, кpоме избpанных апостолов Хpистовых, Господа Спасителя всегда сопpовождала гpyппа женщин. Сначала их было немного, в дальнейшем число их pосло. Hе все имена этих жен-миpоносиц нам известны. Евангелисты и Священное Пpедание сохpанили нам pяд имен: Маpия Магдалина, Маpия – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие. Сpеди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хyзы, домопpавителя цаpя Иpода; пpостые и незнатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой pыбака.
Жены-миpоносицы стояли y подножия кpеста Хpистова. И даже в последние минyты земной жизни Хpистовой, святые женщины не отстyпили от Распятого Спасителя. Вместе с Hикодимом и Иосифом, тайными учениками Христовыми, они yчаствовали в погpебении своего yчителя. И они видели, как это погребение, совеpшавшееся поспешно, не было завеpшено возлиянием аpоматов на бездыханное Тело.
Все вы знаете, что Господь Спаситель в нагpадy за этy пpеданнyю, самоотвеpженнyю любовь жен-миpоносиц пеpвым явился им по Воскpесении Своем и, явившись, сказал им: «Радyйтесь!» (
Мф.28:9). Этими словами Он возвестил им о том, что ожидало их не только в остальные дни их земной жизни, но и о той вечной pадости, какая их ждет по окончании земного пyти.

Же́ртвенник – четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря(слева от престола).

Название свое получил от того, что на нем во время проскомидии хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для Таинства Евхаристии.

На жертвеннике хранятся до употребления на литургии священные сосуды; он является священным местом, к которому позволяется прикасаться только священнослужителям.

В различные моменты литургии жертвенник символизирует пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.

Же́ртвенность – христианская добродетель, заключающаяся в самоотречении ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему.

«Что вы сделали одному из малых сих – то сделали Мне» (Мф. 25:40-45).

Христианская жертвенность основывается не просто на чувстве долга, но на любви.

«Если я раздам все имение мое… а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:3). 

Тем не менее, святые отцы учат, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас.

Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце.

Святитель Николай Сербский: «Всякая добродетель рождает жертвенность. Совершенная добродетель рождает полное самоотречение. Высшая добродетель – любовь – рождает совершенное самоотречение».

Жития́ святы́х – литературный жанр жизнеописаний христиан, канонизированных  Церковью. Первые Жития святых – назидательные сказания о христианских мучениках. Первые оригинальные русские жития святых возникли в конце XI в. (жития княгини Ольги, князей Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, “Житие Феодосия Печерского”).

В дальнейшем Жития святых объединялись в специальные сборники:

– Минеи-Четьи (Жития святых, изложенные в календарном порядке празднования их памяти);
– 
Синаксарии (краткие Жития святых);
– 
Патерики (сборники повествований о подвижниках какой-либо обители).

Жезл (греч. патерисса; от патер – «отец») –украшенный посох, который архиерей носит во время богослужения. Имеет две формы – в виде перевёрнутого якоря и в виде двух змей, извивающихся кверху. Изогнутые змеи на архиерейском посохе, взаимно обращенные одна к другой, знаменуют мудрость пастырской власти (см.: Мф. 10: 16). Появились они в России при патриархе Никоне. Заимствован этот символ с христианского Востока.

Жезл является знаком высшей пастырской власти.

(2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *