Святитель Тихон: епископ-миссионер, ставший патриархом-исповедником

18 но­яб­ря 1917 го­да в хра­ме Хри­ста Спа­си­те­ля со­сто­я­лись вы­бо­ры пат­ри­ар­ха. По­сле ли­тур­гии ста­рец Алек­сий из Зо­си­мо­вой пу­сты­ни вы­нул жре­бий из ков­чеж­ца, сто­я­ще­го пред Вла­ди­мир­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. На жре­бии бы­ло на­пи­са­но: «Ти­хон, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский». В пе­ре­во­де с гре­че­ско­го имя Ти­хон озна­ча­ет — «судь­ба».

Про­зви­ще — «Пат­ри­арх»

У каж­дой эпо­хи — свои свя­тые. Но есть та­кие, без ко­то­рых са­ма эпо­ха не мо­жет быть по­ня­та. На­ча­ло ХХ ве­ка бы­ло уро­жай­но на вы­да­ю­щих­ся лю­дей, но и сре­ди них лич­ность свя­ти­те­ля Ти­хо­на вы­де­ля­ет­ся. Мо­жет быть, по­то­му, что мно­гие его совре­мен­ни­ки жи­ли и дей­ство­ва­ли с ка­ким-то над­ры­вом, фон­та­ни­руя энер­ги­ей, сло­ва­ми и же­ста­ми, а за­тем ко­леб­лясь и ис­ся­кая. От пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, на­обо­рот, буд­то ис­хо­дит свет — ров­ный, мяг­кий, но яр­кий и непре­рыв­ный.

Бу­ду­щий пат­ри­арх — сын свя­щен­ни­ка Свя­то-Пре­об­ра­жен­ской церк­ви го­ро­да То­роп­ца Ва­си­лий Бел­ла­вин — при­над­ле­жал к то­му по­ко­ле­нию, ко­то­рое и пе­ре­вер­ну­ло жизнь ис­то­ри­че­ской Рос­сии. Это бы­ли те са­мые зна­ме­ни­тые «рус­ские маль­чи­ки», о ко­то­рых в свое вре­мя в «Бра­тьях Ка­ра­ма­зо­вых» пи­сал Фе­дор До­сто­ев­ский. Мно­гие из них, по­шед­шие в ре­во­лю­цию, по­доб­но свя­ти­те­лю вы­шли из свя­щен­ни­че­ских се­мей и се­ми­на­рий.

Что удер­жа­ло его? Ро­ди­тель­ское вос­пи­та­ние? Здо­ро­вая и жи­вая ат­мо­сфе­ра То­роп­ца, про­цве­тав­ше­го уезд­но­го го­род­ка Псков­ской гу­бер­нии, где бу­ду­щий пат­ри­арх про­вел от­ро­че­ские го­ды? Так или ина­че, уже в юно­сти он поль­зо­вал­ся ува­же­ни­ем сверст­ни­ков, снис­кав в се­ми­на­рии по­ка­за­тель­ное про­зви­ще «Ар­хи­ерей». В ду­хов­ной ака­де­мии, ко­то­рую он окон­чил в чис­ле луч­ших, его уже ве­ли­ча­ли «Пат­ри­ар­хом».

Цель­ный по на­ту­ре, де­я­тель­ный, ум­ный, но не пре­воз­но­сив­ший­ся и про­стой в об­ще­нии, он слов­но был со­здан для пас­тыр­ско­го слу­же­ния. Но да­же те, кто да­ва­ли ему по­доб­ные про­зви­ща, не ве­да­ли, что мо­ло­дой пре­по­да­ва­тель бо­го­сло­вия и фран­цуз­ско­го язы­ка Псков­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии ре­шил из­брать для се­бя мо­на­ше­ский путь. Свое мо­на­ше­ское имя Ва­си­лий Бел­ла­вин по­лу­чил в честь ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля XVIII сто­ле­тия — епи­ско­па Ти­хо­на За­дон­ско­го, пас­ты­ря, от­ли­чав­ше­го­ся ас­ке­тиз­мом и лю­бо­вью к сво­ей пастве.

Бу­ду­щий пат­ри­арх хо­ро­шо от­да­вал се­бе от­чет, с ка­ки­ми тя­го­та­ми мо­жет быть свя­за­но его пред­на­зна­че­ние. Еще при ар­хи­ерей­ском на­ре­че­нии им бы­ли ска­за­ны сло­ва, в ко­то­рых от­ра­зил­ся весь его бу­ду­щий путь: «Ис­тин­ная жизнь епи­ско­па есть по­сто­ян­ное уми­ра­ние от за­бот, тру­дов и пе­ча­лей». Он вспо­ми­нал из­ре­че­ние апо­сто­ла, что си­ла Бо­жия «со­вер­ша­ет­ся в немо­щи» (2 Кор. 12: 9). Те же сло­ва Пи­са­ния бу­дут по­вто­ре­ны свя­ти­те­лем и по­сле вступ­ле­ния на пат­ри­ар­ший пре­стол.

Са­мый доб­рый кан­ди­дат

Фев­раль 1917 го­да об­ру­шил­ся на стра­ну без­гра­нич­ны­ми сво­бо­да­ми, но епи­ско­пат, ко­то­рый но­вая ре­во­лю­ци­он­ная власть рас­це­ни­ва­ла как оплот «рас­пу­тин­ства», они не за­тро­ну­ли. Ре­во­лю­ци­он­ное пра­ви­тель­ство взя­ло курс на бу­ду­щее «от­де­ле­ние Церк­ви от го­су­дар­ства», но на де­ле лишь осу­ществ­ля­ло го­судар­ствен­ное на­си­лие над Цер­ко­вью.

Но­вое пра­ви­тель­ство рас­смат­ри­ва­ло гря­ду­щий По­мест­ный со­бор Рус­ской Церк­ви как цер­ков­ное Учре­ди­тель­ное со­бра­ние, ко­то­рое долж­но бы­ло пе­ре­стро­ить ее на про­те­стант­ский лад. Но это­го не слу­чи­лось. Со­бор во­шел в ис­то­рию преж­де все­го тем, что из­брал на Пат­ри­ар­ший пре­стол свя­ти­те­ля Ти­хо­на. Про него, пред­се­да­тель­ство­вав­ше­го на Со­бо­ре, его участ­ни­ки го­во­ри­ли, что он был «са­мым доб­рым» из всех вы­дви­ну­тых кан­ди­да­тов. И имен­но ему — пас­ты­рю доб­ро­му — суж­де­но бы­ло воз­гла­вить Рус­скую Цер­ковь в пер­вые дни уста­нов­ле­ния но­вой — от­нюдь не доб­рой — вла­сти. При при­ня­тии жез­ла свя­ти­те­ля Пет­ра, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, из­бран­ный пат­ри­арх ска­зал: «Прав­да, пат­ри­ар­ше­ство вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся на Ру­си в гроз­ные дни, сре­ди бурь, раз­ди­ра­ю­щих го­ры и со­кру­ша­ю­щих ска­лы, сре­ди ог­ня и ору­дий­ной смер­то­нос­ной паль­бы. Ве­ро­ят­но, и са­мо оно при­нуж­де­но бу­дет не раз при­бе­гать к ме­рам пре­ще­ния для вра­зум­ле­ния непо­кор­ных и для вос­ста­нов­ле­ния по­ряд­ка цер­ков­но­го. Но как в древ­но­сти про­ро­ку Илии явил­ся Гос­подь не в бу­ре, не в тру­се, не в огне, а в про­хла­де, в ве­я­нии ти­хо­го ве­тер­ка, так и ныне на на­ши ма­ло­душ­ные уко­ры: “Гос­по­ди, сы­ны Рос­сий­ские оста­ви­ли за­вет Твой, раз­ру­ши­ли Твои жерт­вен­ни­ки, стре­ля­ли по хра­мам и Кремлев­ским свя­ты­ням, из­би­ва­ли свя­щен­ни­ков Тво­их” — слы­шит­ся ти­хое ве­я­ние сло­вес Бо­жи­их: “Еще семь ты­сяч му­жей не пре­кло­ни­ли ко­лен пред совре­мен­ным ва­а­лом и не из­ме­ни­ли Бо­гу ис­тин­но­му” (3 Цар. 19: 10-12, 14, 18)».

Ана­фе­ма

А да­лее крот­ко­му пас­ты­рю пред­сто­я­ло ду­хов­ное про­ти­во­сто­я­ние раз­лив­ше­му­ся по стране от­кры­то­му злу. 19 ян­ва­ря 1918 го­да тво­ря­щие без­за­ко­ния бы­ли пре­да­ны свя­ти­те­лем ана­фе­ме: «Опом­ни­тесь, безум­цы, пре­кра­ти­те ва­ши кро­ва­вые рас­пра­вы. Ведь то, что тво­ри­те вы, не толь­ко же­сто­кое де­ло: это — по­ис­ти­не де­ло са­та­нин­ское, за ко­то­рое под­ле­жи­те вы ог­ню ге­ен­ны в жиз­ни бу­ду­щей — за­гроб­ной и страш­но­му про­кля­тию потом­ства в жиз­ни на­сто­я­щей — зем­ной. Вла­стью, дан­ной Нам от Бо­га, за­пре­ща­ем вам при­сту­пать к Тай­нам Хри­сто­вым, ана­фем­ству­ем вас, ес­ли толь­ко вы но­си­те еще име­на хри­сти­ан­ские и хо­тя по рож­де­нию сво­е­му при­над­ле­жи­те к церк­ви Пра­во­слав­ной. За­кли­на­ем и всех вас, вер­ных чад Пра­во­слав­ной церк­ви Хри­сто­вой, не всту­пать с та­ко­вы­ми из­вер­га­ми ро­да че­ло­ве­че­ско­го в ка­кое-ли­бо об­ще­ние».

Пат­ри­арх пре­ста­вил­ся на Бла­го­ве­ще­ние 1925 го­да, да­руя сво­им ча­дам на­деж­ду на бу­ду­щее вос­кре­се­ние Рус­ской зем­ли. Эта на­деж­да ожи­ла с ка­но­ни­за­ци­ей свя­ти­те­ля в 1989 го­ду и чу­дес­ным об­ре­те­ни­ем его свя­тых мо­щей в 1991-м.

По материалам текста Фе­дора Гай­да

(20)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *