Правило веры и образ кротости

«Хва­ли зи­му по­сле Ни­ко­ли­на дня», – гла­сит древ­не­рус­ская по­сло­ви­ца. Прав­да, в по­след­ние го­ды эта на­род­ная муд­рость ча­сто не оправ­ды­ва­ет­ся. Зи­ма не спе­шит при­вет­ство­вать то­го, кто стал её во­пло­ще­ни­ем, хо­тя ни­ко­гда не ви­дел на­ших пре­крас­ных за­сне­жен­ных елей. Ко­неч­но же, речь идёт о свя­том Ни­ко­лае Чу­до­твор­це, лич­ное имя ко­то­ро­го в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го – «По­беж­да­ю­щий на­род». Для мно­гих рос­си­ян он – про­сто Ни­ко­ла, а один из двух цер­ков­ных празд­ни­ков его па­мя­ти – «Ни­ко­ла Зим­ний» (6/19 де­каб­ря).

О чём рассказывает житие Святого?

Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец при­над­ле­жит к раз­ря­ду свя­тых из выс­ших иерар­хов (ар­хи­ере­ев), име­ну­е­мых «свя­ти­те­ля­ми». Вре­мя его жиз­ни от­но­сит­ся ко вто­рой по­ло­вине III – пер­вой по­ло­вине IV ве­ка, но его пер­вое жи­тие («био­гра­фия») по­яви­лось лишь пол­ты­ся­че­ле­тия спу­стя. Здесь он сра­зу пред­ста­ёт как обоб­щён­ный об­раз иде­аль­но­го пас­ты­ря: с од­ной сто­ро­ны, он – «пра­ви­ло (ка­нон) ве­ры и об­раз кро­то­сти», с дру­гой – бес­страш­ный и нели­це­при­ят­ный «пе­чаль­ник» о лю­дях.

От­ка­зав­шись от ро­ди­тель­ско­го на­след­ства, юный Ни­ко­лай по­свя­тил се­бя слу­же­нию хри­сти­ан­ской Церк­ви. На­род из­брал его сво­им Ар­хи­пас­ты­рем (в древ­но­сти цер­ков­ные долж­но­сти бы­ли вы­бор­ны­ми, а не но­мен­кла­тур­ны­ми), и Ни­ко­лай стал ар­хи­епи­ско­пом го­ро­да Ми­ры, сто­ли­цы рим­ской про­вин­ции Ликия на юго-за­па­де Ма­лой Азии (от­сю­да его про­зва­ние «Мир­ли­кий­ский»). Из­бра­ние со­про­вож­да­лось ви­де­ни­я­ми Иису­са Хри­ста и Бо­го­ма­те­ри, под­нес­ших ему глав­ные зна­ки епи­скоп­ско­го до­сто­ин­ства – Еван­ге­лие и омо­фор, но­си­мый во вре­мя бо­го­слу­же­ния на пле­чах. (Эта длин­ная ши­ро­кая лен­та, укра­шен­ная кре­ста­ми, сим­во­ли­зи­ру­ет «за­блуд­шую ов­цу», ле­жа­щую на пле­чах Хри­ста.) С эти­ми зна­ка­ми ар­хи­ерей­ско­го от­ли­чия свя­ти­тель Ни­ко­лай и изо­бра­жа­ет­ся ча­ще все­го на рус­ских ико­нах. Вы­со­кий лоб, се­дая бо­ро­да и за­бот­ли­вый взгляд «пас­ты­ря» при­да­ют его изо­бра­же­ни­ям лег­ко узна­ва­е­мый «порт­рет­ный» об­лик.

Ко вре­ме­ни прав­ле­ния рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337), пер­во­го хри­сти­ан­ско­го «ке­са­ря», жи­тие от­но­сит рас­ска­зы о за­ступ­ни­че­стве свя­то­го Ни­ко­лая за неспра­вед­ли­во осуж­дён­ных. Он вы­хва­ты­ва­ет из рук па­ла­ча меч и спа­са­ет трех неспра­вед­ли­во при­го­во­рён­ных к смер­ти го­ро­жан; во сне яв­ля­ет­ся им­пе­ра­то­ру и убеж­да­ет его оправ­дать трех опаль­ных пол­ко­вод­цев, а хле­бо­тор­гов­цу ве­лит вез­ти то­вар в го­ло­да­ю­щие Ми­ры. Он тво­рит мно­го­чис­лен­ные чу­де­са на мо­ре, а од­на­жды ожив­ля­ет несчаст­ных шко­ля­ров, раз­ре­зан­ных на ча­сти ко­вар­ным вла­дель­цем по­сто­я­ло­го дво­ра, – и по­то­му ста­но­вит­ся па­тро­ном мо­ре­пла­ва­те­лей и школь­ни­ков.

Святитель Николай в западной народной традиции

Осо­бое ме­сто свя­ти­тель Ни­ко­лай за­ни­ма­ет в за­пад­но­ев­ро­пей­ской хри­сти­ан­ской фольк­лор­ной тра­ди­ции. Здесь он стал объ­ек­том свое­об­раз­ной на­род­ной ми­фо­ло­ги­за­ции (на­ив­ной и вполне чи­сто­сер­деч­ной, при­су­щей всем про­стым хри­сти­а­нам, сер­дить­ся на ко­то­рую про­фес­сио­наль­ные бо­го­сло­вы и ис­то­ри­ки не впра­ве!) и пре­вра­тил­ся в зна­ко­мо­го всем Сан­та Клау­са. По мне­нию по­кой­но­го ака­де­ми­ка С. С. Аве­рин­це­ва, гол­ланд­ское имя свя­то­го – Син­те Кла­ас – транс­фор­ми­ро­ва­лось в Сан­та Клаус, что зна­чит про­сто «Свя­той Ни­ко­лай»! Его мо­ди­фи­ка­ци­ей яв­ля­ет­ся ан­глий­ский Father Christmas – «Ба­тюш­ка Рож­де­ство». В Рос­сии же эта ни­ша за­ня­та, с неко­то­ры­ми ого­вор­ка­ми, хо­ро­шо зна­ко­мым нам с дет­ства щед­рым, доб­рым и мо­гу­ще­ствен­ным Де­дом Мо­ро­зом, яв­ным «языч­ни­ком» сла­вян­ской ми­фо­ло­гии.

Рас­ста­ва­ясь с ро­ди­тель­ским бо­гат­ством, свя­ти­тель Ни­ко­лай по­мог од­но­му впав­ше­му в край­нюю ни­ще­ту от­цу, уже го­то­во­му со­гла­сить­ся с тяж­кой уча­стью трёх сво­их до­че­рей-бес­при­дан­ниц. Но­чью он тай­но под­бро­сил в их пе­чаль­ный дом три узел­ка с зо­ло­том – на при­да­ное каж­дой де­вуш­ке. Став неве­до­мым бла­го­де­те­лем, Сан­та Клаус с тех пор каж­дую рож­де­ствен­скую (или но­во­год­нюю) ночь под­кла­ды­ва­ет ре­бя­тиш­кам по­дар­ки. «Ско­ро он вновь при­дет, с чем-то на этот раз? Как ин­те­рес­но!» – вос­кли­ца­ют нетер­пе­ли­вые де­ти. – «Ну по­тер­пи­те же немно­го, ждать оста­лось со­всем недол­го!» – уве­ще­ва­ют их ро­ди­те­ли.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

(7)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *