В январском номере газеты «Отрада и утешение»

Встреча в храме / Николайко С.С. учитель СОШ №1.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота/ Юрий Рубан, к.и.н., канд. богословия.

Жаворонки. История и рецепт / Елизавета Киктенко, просфорная Свято-Симеоновского кафедрального собора.

Каждение / Протоиерей Андрей Логвинов.

Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы прошёл в с. Гусаровское / Денис Нихаев.

Неделя Сыропустная. Прощеное воскресенье / Иоанн Павлов, священник.

О правильном настрое на пост. Сырная неделя / Вячеслав Резников, протоиерей.

О ТОРЖЕСТВЕ ПРАВОСЛАВИЯ. Неделя первая Великого поста / Вячеслав Резников, протоиерей.

Сорок мучеников Севастийских / Юрий Максимов.

Встреча в храме / Николайко С.С. учитель СОШ №1

15 февраля 2016г. В храме Рождества Пресвятой Богородицы ст. Отрадной произошло одно удивительное событие: в праздник Сретения Господня в храм пришли более 30-ти учеников 8 и 9 классов СОШ №1. Эта встреча была проведена по инициативе комитета по делам молодежи и в частности – специалистом по работе с молодежью А.В.Федичиной.

Почему событие удивительное? Да потому, что эти русские православные дети (ведь все они крещены!) впервые в жизни за исключением 4-х человек, пришли в Дом Божий, впервые увидели праздничную икону Сретения Господня и услышали рассказ об истории великого праздника. Протоиерей о. Владимир кратко, но глубоко и интересно поведал учащимся и о Симеоне Богоприимце, и о святой пророчице Анне, и о Матери Господа Нашего Иисуса Христа и Его названном отце, праведном Иосифе, и о том, что этот день с 2002г. Считается днем православной молодежи, потому что, оказывается, самое главное событие в жизни каждого человека – это встреча с Богом. И эта встреча должна произойти как можно раньше, во младенчестве, или хотя бы в отрочестве. Затем всех пригласили в воскресную школу для участия в православно-интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», которую подготовила и провела для ребят прихожанка нашего храма преподаватель истории в СОШ №9 Н.И.Тибиева.

Предложив им разделиться на 5 команд, Надежда Ивановна изложила условия игры. Итак 5 команд: «Морские свинки», «Победа», «Надежда», «Сияние» и «Православная молодежь» — ринулись в бой! А вопросы-то были непростыми, вот некоторые из них: « От кого, по преданию, Русь услышала первую христианскую проповедь?», «В чем состоит основная идея теории: Москва – Третий Рим?» Участники игры с удивлением узнали, что самым быстрым в этом мире является не звук и не свет, а молитва и что «Россия – единственная страна, у которой в настоящее время есть будущность» И это будущее связано с православием. По окончании двух раундов жюри подвело итоги: 1-ое место завоевала команда «Православная молодежь». А затем председатель жюри о. Владимир вручил всем командам призы – книги духовного содержания и сладости. Закончилось мероприятие трапезой во время которой ученики высказали свое мнение, внесли дельные предложения и изъявили желание продолжить подобные встречи. Кстати, как пролетели два с половиной часа, никто и не заметил. На следующий день, уже в школе, один ученик задал самый важный, неожиданный и такой долгожданный для меня вопрос: «А когда мы еще пойдем в храм?» на что я ответила: «А вот в Великий пост и сходим». А девочка – восьмиклассница попросила: «Можно, в следующий раз пойдет другая группа? Мы тоже хотим!»

Дай-то Бог, чтобы эти благие порывы юных душ не прошли и чтобы они встретились с Богом не только в храме, но и в своем сердце.

 

 

Все­лен­ская ро­ди­тель­ская (мя­со­пуст­ная) суб­бо­та/ Юрий Ру­бан,
к.и.н., канд. бо­го­сло­вия

 

Все­лен­ская ро­ди­тель­ская (мя­со­пуст­ная) суб­бо­та – один из ос­нов­ных по­ми­наль­ных дней пра­во­слав­но­го ка­лен­да­ря.

Во­об­ще же каж­дая суб­бо­та – осо­бый день для хри­сти­ан. К суб­бо­те, по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию, за­вер­ши­лось тво­ре­ние ми­ра, и она ста­ла «днём по­коя», – по­это­му мы на­зы­ва­ем этот – по­след­ний день неде­ли (под­чёр­ки­ваю – по­след­ний!) несколь­ко из­ме­нён­ным ев­рей­ским сло­вом шаб­бат). Но в этот же день уснув­ший пло­тью Хри­стос за­вер­шил вос­со­зда­ние это­го об­вет­шав­ше­го – то есть вет­хо­за­вет­но­го – ми­ра и, сой­дя во ад, воз­ве­стил на­ча­ло но­вой жиз­ни. Помни­те тро­парь из Пас­халь­ных Ча­сов? «Во гро­бе плотски (пло­тью), во аде же с душею, яко Бог, в раи (раю) же с раз­бой­ни­ком, и на пре­сто­ле был еси, Христе, со От­цем и Ду­хом, вся ис­полняя неописан­ный».

По­это­му в каж­дую суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся по­ми­но­ве­ние усоп­ших, – не по­ки­нув­ших нас на­все­гда, но тер­пе­ли­во жду­щих по­след­не­го дня все­об­ще­го Вос­кре­се­ния. Сре­ди этих дней вы­де­ля­ют­ся осо­бые еже­год­ные – «ро­ди­тель­ские суб­бо­ты», на­зван­ные так по­то­му, что каж­дый хри­сти­а­нин мо­лит­ся преж­де все­го за сво­их ро­ди­те­лей.

Почему выбрана именно эта суббота?

Пе­ред Неде­лей о Страш­ном су­де Свя­тая Цер­ковь мо­лит­ся об усоп­ших, чтобы и они вме­сте с на­ми ста­ли одесную (по пра­вую сто­ро­ну) от Су­дии. Осо­бен­но же мо­лит­ся о тех, кто, как го­во­рит триодное на­зи­да­тель­ное чте­ние (Си­нак­сарь), бы­ли по­хи­ще­ны вне­зап­ной смер­тью на чуж­бине, в мо­ре и непро­хо­ди­мых го­рах, на уте­сах, в про­па­стях; по­гиб­ли от мо­ра и го­ло­да, на войне, в по­жа­рах, от сту­жи, а так­же о бед­ных и немощ­ных и всех тех, ко­то­рые «уза­ко­нен­ных псал­мов и пес­ней па­мя­ти не по­лучиша (не по­лу­чи­ли)». Кро­ме то­го, се­го­дняш­ним мо­ле­ни­ем об усоп­ших Цер­ковь на­по­ми­на­ет нам о неиз­беж­ной для всех нас кон­чине и пред­сто­я­щем су­ро­вом ис­пы­та­нии – Страш­ном Су­де.

Бо­го­слу­жеб­ные тек­сты по­дроб­но рас­кры­ва­ют нам «бо­го­сло­вие смер­ти и вос­кре­се­ния». «Осо­бен­но вы­ра­зи­тель­на чет­вёр­тая хвалитная сти­хи­ра в суб­бо­ту мя­со­пуст­ную. Она на­чи­на­ет­ся пас­халь­ным вос­кли­ца­ни­ем Хри­стос вос­кре­се! Как зна­ме­на­тель­но это ра­дост­ное вос­кли­ца­ние за­дол­го до Пас­хи в пер­вый раз услы­шать имен­но в день по­ми­но­ве­ния усоп­ших! Это – как обос­но­ва­ние са­мой мо­лит­вы на­шей об усоп­ших. И вме­сте – это ра­дост­ное бла­го­ве­стие по­ми­на­е­мым, с ко­то­рым Свя­тая Цер­ковь спе­шит (та­ко­ва её лю­бовь!) об­ра­тить­ся к усоп­шим рань­ше, чем к жи­вым: Хри­стос вос­кре­се… Дер­зай­те вси мерт­вии. <…> Вви­ду пред­сто­я­ще­го вос­по­ми­на­ния Страш­но­го Су­да, Цер­ковь хо­чет несколь­ко осла­бить страх это­го гроз­но­го Дня, хо­чет при­обод­рить усоп­ших, а вме­сте и жи­вых. Хри­стос вос­кре­се… Дер­зай­те!»[*]

Ве­ро­ят­но, да­ле­ко не все об­ра­ти­ли вни­ма­ние на это «несвоевре­мен­ное» пас­халь­ное при­вет­ствие в ми­нор­ном бо­го­слу­жеб­ном тек­сте мя­со­пуст­ной суб­бо­ты. Тем бо­лее ин­те­рес­но по­раз­мыш­лять над этим тон­ким на­блю­де­ни­ем из­вест­но­го пра­во­слав­но­го бо­го­сло­ва в ка­нун Неде­ли о Страш­ном Су­де, ко­то­ро­го мы так бо­им­ся (?).

Вполне ло­гич­но, что за этим пред­по­след­ним пе­ред по­стом вос­кре­се­ньем сле­ду­ет че­ре­да осо­бых «по­лу­пост­ных» дней (сед­ми­ца сыр­ная), зна­ме­ну­ю­щих по­сте­пен­ный пе­ре­ход от обы­ден­ной жиз­ни к ве­ли­ко­пост­ным по­ка­ян­ным «по­дви­гам». Что же нам пред­ла­га­ет Цер­ковь, и как мы от­ве­ча­ем на её при­зыв? Об этом – в сле­ду­ю­щей ста­тье.

 

 

 

 

Жаворонки. История и рецепт / Ели­за­ве­та Кик­тен­ко, просфор­ная Свя­то-Си­мео­нов­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра

 

Печь в Ве­ли­кий пост «жа­во­рон­ков» — кра­си­вая на­род­ная тра­ди­ция, свя­зан­ная с днем па­мя­ти со­ро­ка Се­ва­стий­ских му­че­ни­ков. Это бы­ли во­и­ны, ко­то­рые жи­ли в IV ве­ке и при­ня­ли смерть за Хри­ста. Со­рок му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских — это свя­тые пер­вых ве­ков хри­сти­ан­ства, во­и­ны доб­лест­но­го вой­ска, хри­сти­ане. Они от­ка­за­лись от­речь­ся от Спа­си­те­ля и при­ня­ли смерть от языч­ни­ков в 313 го­ду — за­мерз­ли в ле­дя­ном озе­ре, охра­ня­е­мые страж­ни­ка­ми.

Что та­кое «жа­во­рон­ки»

Жа­во­рон­ки — это пе­че­ные птич­ки из прес­но­го те­ста. Это бу­лоч­ки-птич­ки из пост­но­го те­ста, ино­гда вы­леп­лен­ные вме­сте с гнез­да­ми и яич­ка­ми. Жа­во­рон­ков на Ру­си го­то­ви­ли к празд­ни­ку со­ро­ка му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских, ко­то­рый в Церк­ви от­ме­ча­ет­ся 22 мар­та по но­во­му сти­лю. Обыч­но жаворонков пек­ли всей се­мьей, часть из них раз­да­ва­ли де­тям. Они сим­во­ли­зи­ру­ют ле­тя­щие к Бо­гу ду­ши му­че­ни­ков.

День па­мя­ти со­ро­ка му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских был для про­сто­го лю­да зна­ком, что дол­гая и мо­роз­ная зи­ма под­хо­дит к кон­цу. Бли­зил­ся ап­рель, в раз­га­ре был Ве­ли­кий пост, «вес­на ду­ши».

В на­род­ном со­зна­нии этот день, прак­ти­че­ски сов­па­да­ю­щий с ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем, яв­ля­ет­ся точ­кой от­сче­та так на­зы­ва­е­мых «утрен­ни­ков» – утрен­них мо­ро­зов, про­дол­жаю­щих­ся буд­то бы ров­но со­рок дней. Зем­ля по­вер­ну­лась к солн­цу се­вер­ным по­лу­ша­ри­ем, и об этом воз­ве­ща­ют при­ле­та­ю­щие пти­цы. «Жа­во­ро­нок вес­ну бла­го­сло­вил», – го­во­ри­ли хо­зяй­ки, вы­пе­кав­шие из ржа­но­го те­ста ма­лень­ких жа­во­рон­ков. Внутрь пти­чек кла­ли ко­ноп­ля­ное се­мя и иные сюр­при­зы, об­ма­зы­ва­ли мё­дом, по­кры­ва­ли су­саль­ным зо­ло­том и по­сы­ла­ли род­ным и зна­ко­мым.

В преж­ние вре­ме­на ре­бя­тиш­ки бе­га­ли с пе­че­ны­ми птич­ка­ми по ули­цам и под­бра­сы­ва­ли их к небу с кри­ка­ми: «Жа­во­рон­ки, при­ле­ти­те, крас­но ле­то при­не­си­те!» За­тем их кро­ши­ли и раз­бра­сы­ва­ли крош­ки для при­ле­тев­ших жи­вых птиц. Неуже­ли и мы до­жда­лись на­сто­я­щей вес­ны?

Как печь жа­во­рон­ков — ре­цепт жа­во­рон­ков

Вам по­тре­бу­ет­ся:

Для те­ста: 2 кг му­ки, 50 г дрож­жей, 250 г рас­ти­тель­но­го мас­ла, 1 ста­кан са­ха­ра, 0,5 л во­ды, ще­пот­ка со­ли.
Для об­ма­зы­ва­ния жа­во­рон­ков: слад­кий креп­кий чай.

При­го­тов­ле­ние:

Жа­во­рон­ки де­ла­ют­ся из креп­ко­го, упру­го­го те­ста. Из кус­ка хо­ро­шо вы­бро­див­ше­го те­ста рас­ка­тать ва­лик, на­ре­зать на кус­ки мас­сой при­мер­но 100 г, рас­ка­тать из них жгу­ты. За­тем:

  1. Жгут за­вя­зать уз­лом, го­лов­ке при­дать со­от­вет­ству­ю­щую фор­му, во­ткнуть изю­мин­ки-гла­за, слег­ка при­мять паль­ца­ми хво­стик, сде­лать ма­лень­ким но­жич­ком над­ре­зы-пе­рыш­ки, сма­зать по­верх­ность на­сто­ем креп­ко­го чая с са­ха­ром, ис­печь.
  2. Жгут те­ста на­до рас­ка­тать так, чтобы один ко­нец был тон­ким и гиб­ким — го­лов­ка, а все те­ло по­тол­ще, удли­нен­ное, его на­до слег­ка при­мять паль­ца­ми. Хвост ве­е­ро­об­раз­но над­ре­зать но­жи­ком. Для кры­лы­шек те­сто тон­ко рас­ка­тать, вы­ре­зать кры­лыш­ко, над­ре­зать пе­рыш­ки, сма­зать ча­ем, по­след­няя де­таль — изю­мин­ки-глаз­ки.

 

 

 

 

Каждение / Протоиерей Андрей Логвинов

 

В строгом храме кадят образам,
Всем святыням творя угожденье.
А затем — не поверил глазам —
На меня направляют кажденье.

Нет, и вправду!.. не только святым.
Всем пришедшим — не только иконам —
Адресован кадильницы дым,
Да в придачу ещё и с поклоном!

Ликов ряд на церковной стене…
А не грешник объявленный я ли?!
Но за малую искру во мне
Со святыми меня уравняли…

За одно, что забрёл в этот храм —
Ржавый меч словно вынув из ножен, —
Мне готовы кадить фимиам!..
Значит я не совсем безнадёжен?!

Снова люди, и вновь образа…
Дьякон, кланяясь, движется мимо…
И мои заслезились глаза
От обильного, видимо, дыма.

25.04.10

 

 

Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы прошёл в с. Гусаровское / Денис Нихаев

 

            Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы 2016 года в Краснодарском крае прошёл под девизом «За Веру, Кубань и Отечество»! Он является одним из основополагающих начала военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан Кубани.

Это мероприятие занимает особое место в деятельности казачьих обществ Кубанского казачьего войска, в сфере военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи.

Главной целью проведения месячника является развитие казачества как образа жизни жителей Кубани, выработки мотивации у детей и подростков стать достойными гражданами  и патриотами Родины, горячо любить свой народ, свою землю, своё Отечество.

22 февраля 2016 года в с. Гусаровском МБУК СКО Красногвардейского сельского поселения был организован и проведен месячник силами: Отрадненского районного казачьего общества, прихода Рождества Пресвятой Богородицы ст. Отрадной и администрацией Красногвардейского сельского поселения. Соревнования проводились по военно-прикладным видам спорта, посвященные герою Советского союза Пащенко И. В., среди казачьей молодежи Отрадненского района.

Это мероприятие преследовало несколько целей:

— сохранение памяти о герое Советского союза Пащенко Ивана Васильевича;

— укрепление героических традиций и нравственных основ казачества;

— формирование у молодого поколения казаков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству;

— сохранение казачьих традиций, приобщение подрастающего поколения казаков к духовной культуре Кубани;

— популяризация здорового образа жизни и традиционных видов казачьих состязаний среди молодежи.

Всё началось со службы молебна, который провел протоиерей Владимир Ашмарин, во дворе школы № 5 возле памятника погибшим во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Присутствующие возлагали цветы к обелиску.

Далее молодые казаки и казачки разделились на четыре команды по 6 человек в каждой и стали готовится к соревнованиям.

В программе были: комплекс силовых упражнений (подтягивания, отжимания, подъём корпуса лёжа), конкурс капитанов (разборка сборка автомата Калашникова), викторина на знание дат Великой Отечественной Войны, а также показательные выступления. Затем подвелись итоги и победителям вручили грамоты и сладкие призы.

Смотря на всё это мероприятие со стороны я сделал несколько главных выводов: чем больше будет таких сборов – тем лучше, ведь они дают молодёжи почувствовать вкус борьбы, померяться силой с соперником, показать свой ум, смекалку, навыки, знание истории и просто хорошо провести время!

Ведь чтобы научиться ездить на велосипеде — недостаточно одной теории, необходима практика. Так и в этом деле: недостаточно красивых рассказов о героических подвигах казаков, их православной жизни и традициях, а главное прочувствовать это на себе! Каждое из соревнований дало это ощущение настоящей реальности.

Наше будущее, будущее нашей страны и наших детей зависит в первую очередь от нас, взрослых мам и пап, которые своим примером могут показать, рассказать и научить ребёнка: уважать традиции казачества, быть настоящим православным христианином, защитником отечества и любви к ближним.

 

 

Неделя Сыропустная. Прощеное воскресенье / Иоанн Павлов, священник

 

Последний воскресный день перед Великим постом Святая Церковь посвящает воспоминанию Адамова изгнания из Рая. Об этом событии повествует нам Библия: и выслал Господь Бог Адама из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Почему же Церковь накануне поста вспоминает это событие? Конечно, это для того, чтобы еще раз напомнить нам, в чем заключается смысл человеческой жизни. Много говорили и много спорили о смысле жизни мудрецы и философы всех времен, однако вразумительного ответа на вопрос, в чем же заключается этот смысл, так и не дали. Одни из них говорили одно, другие – другое, а некоторые в своих умствованиях даже стали утверждать, что жизнь человека вообще не имеет ни смысла, ни какой-либо цели и что человек, таким образом, мало чем отличается от животного.

К такому абсурдному и нелепому выводу, к такому заблуждению пришли эти, по-видимому, неглупые люди потому, что не были просвещены светом Божественного Откровения. Истинный же, исчерпывающий, простой и ясный ответ о смысле жизни дает Святая Православная Церковь. Что же говорит она? Церковь говорит, что смысл земной жизни человека заключается в том, чтобы вернуть себе то Царство Божие, тот блаженный Рай, из которого люди были изгнаны за преступление заповеди.

Каким же способом нам можно вернуть Рай? Церковь и на это отвечает просто и ясно: вернуть Рай можно через следование за Господом нашим Иисусом Христом, Который и пришел в мир для того, чтобы открыть людям дорогу в Рай и в жизнь вечную. И Он действительно открыл ее нам – Своим искупительным подвигом, Своей Голгофой и Воскресением. Он – первый, Кто прошел этим путем, и нас Он призывает следовать за Ним.

Однако все, кто хочет следовать за Ним, должны знать, что Его путь – это путь тесный, и он требует от нас самоотвержения. В Евангелии Христос говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Отсюда видно, что каждый христианин должен идти в мире путем подвига, путем самоотречения, путем борьбы с тем многоразличным злом, которое внутри нас, одним словом – путем креста. Нигде в Священном Писании не говорится, что можно легко и в свое удовольствие пожить и при этом наследовать Царствие Божие, а наоборот, говорится, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и что в Царствие Божие нам подобает войти многими скорбями.

Братия и сестры! Предстоящий нам Великий пост и есть не что иное, как подвиг, который предлагает Святая Церковь всем своим чадам, предлагает как лекарство для души, как средство ее очищения и обновления. Говорят, что пост – это весна души, что душа за время поста должна ожить и расцвести, украсить себя для Бога добрыми делами, словами и мыслями. А для этого необходим подвиг: подвиг борьбы с грехом, со страстями, с самим собой. И хотя значительно ослабели в наше время постные уставы и уже не постимся мы так, как надо бы, тем не менее никто из нас не освобождается от борьбы с грехом и с тем злом, которое внутри нас. Мы не должны забывать, что пост – это прежде всего подвиг очищения от греха и зла, а телесное воздержание лишь призвано способствовать тому.

Потщимся поэтому, братия и сестры, по мере наших сил воздержаться во время поста от грехов и страстей. Приложим усилия и постараемся если не совсем искоренить их, то хотя бы ослабить. Будем бороться с гордостью, этой самой опасной из всех страстей, которую часто бывает так трудно в себе распознать и которая, по словам святых отцов, бесконечно удаляет нас от Бога, делает душу бесплодной и поражает ее вечной смертью. Будем избегать тщеславия и человекоугодия, ибо ищущий временной человеческой славы не может наследовать вечной славы Божией. Будем воздерживаться от раздражения, злобы и осуждения, ибо, по словам святых отцов, если человек имеет неприязнь к кому бы то ни было, то это значит, что душа его подпала под власть злого духа и сроднилась с ним. Будем также стараться очищать наше сердце от зависти, лицемерия, злопамятства, превозношения, самолюбия и всех прочих страстей и грехов, которые, как туча, заслоняют нас от Бога, удаляют от Него и не дают Его Благодати вселяться в нас.

Итак, если мы проведем время поста в духовном подвиге, если будем в свою меру вести эту внутреннюю брань, если приложим усилия к тому, чтобы очистить свою душу, то, несомненно, мы продвинемся вперед на христианском пути и приблизимся к Богу. И тогда, встречая святую Пасху, мы будем радоваться не только о воскресении Христа, но также и о воскресении нашей собственной души, вместе с Ним ожившей и воскресшей.

Древнее христианское предание, идущее еще от ветхозаветной Церкви, говорит, что Адам по изгнании из Рая рыдал непрерывно шестьсот лет, прежде чем успокоилась совесть его и получил он удостоверение от Бога, что грех его прощен. Будем же молиться, братия и сестры, будем просить у Бога, чтобы Он и нам даровал во время поста Адамово покаяние, Адамово сокрушение, Адамов плач, очищающий нас и примиряющий с Господом нашим, чтобы и мы, подобно Адаму, вернули себе утраченный Рай и соделались наследниками вечной жизни о Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

О правильном настрое на пост. Сырная неделя / Вячеслав Резников, протоиерей

 

Молитва – для Бога. Но милостыня и пост тоже заповеданы Богом. Поэтому, «когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Но как поститься втайне, если Шестьдесят девятое Апостольское правило гласит: «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен»?

Но дело в том, что «немощь телесная» у каждого своя. И степень строгости поста каждый выбирает по силе, испытав себя своей совестью. Никто, кроме тебя самого, не знает, где у тебя кончается немощь и начинается прихоть. Как однажды некий епископ спросил у старцев Иоанна и Варсонофия: «Я в постные дни ем один раз в день, и только хлеб и воду. Правильный ли мой пост»? Ему ответили: «Испытай себя: если это не мешает тебе выполнять твоих обязанностей, и если ты не окрадываешься тщеславием, то пост твой правильный».

Предметом тайны при общецерковном посте должно быть, – если постишься строже, чем другие. Но и при самом строгом и тайном посте, кто даже совсем «не ест», – смотри, «не осуждай того, кто ест», чтобы не потерять всех своих трудов. А тем более – «кто ест», кто еще не решился ввести пост в свою жизнь, – и ты «не уничижай того, кто не ест». Не придумывай никаких «научных» отговорок, не считай себя выше заповедей о пище. И тогда у тебя будет надежда хоть как-то продвигаться вперед.

Ну а если сошлись за одним столом, то – лучше избегать разговоров о том, кто что ест, а кто не ест, и есть ли, например, в хлебе, который на столе, скоромные включения?

Пост, как и всякое христианское делание, требует свободного, творческого подхода, в духе любви к Богу и к ближнему. Например, в субботы и в недели Великого поста уставом разрешается вино. Но вот с нами за столом человек, которому нельзя ни капли. Что же?

Пусть и не пьет, это его проблемы, а мы – будем? Любовь не так рассуждает. Любовь говорит устами Апостола Павла: лучше вообще «не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим.14:21).

И еще сегодня мы слышали о том, без чего не получится никакой подвиг, и без чего даже молитва не будет услышана. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». И сегодня вечером, перед самым началом поста, в храмах совершается чин прощения. Это всегда проходит очень торжественно и умилительно. Но вот мы у всех в храме попросили прощенья; у знакомых и незнакомых; у тех, кому ничего плохого не сделали, и кто нам ничего такого не сделал. А между тем, у каждого есть один-единственный человек, перед кем действительно серьезно виноват. И вот у него-то мы прощенья не попросим! И сразу все торжественное, красивое и умилительное станет обыкновенной показухой. Спасительное время Великого поста начнется ложью.

И в заключение Господь говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут». А людская похвала, удивление и уважение, это тоже – сокровище, собранное на земле, которое тоже можно потерять в один миг. Только оступись в чем-то малом, – и вся твоя великая слава рухнет. Потому что люди, хотя и удивляются чужому благочестию, и вроде бы уважают его, но еще больше любят, когда падает благочестивый человек, потому что это снимает с них моральную обязанность трудиться и подражать ему.

 

 

О ТОРЖЕСТВЕ ПРАВОСЛАВИЯ. Неделя первая Великого поста / Вячеслав Резников, протоиерей

 

Это воскресение называется «Торжество православия». В этот день на седьмом вселенском соборе была осуждена последняя из крупных ересей. К этому времени церковь уяснила и о Лицах Святой Троицы, и о соединении Божества и человечества в Иисусе Христе, и о том, что Дева Мария есть истинная Богородица. И вдруг – новое, еще невиданное: иконоборчество. Начал император Лев Исавр. Иконы были объявлены идолами. Их стали уничтожать, и жестоко преследовать несогласных. Это продолжалось более века.

Глубоко не случайно, что именно восстановление иконопочитания празднуется как торжество православия. Когда Филипп радостно сообщил Нафанаилу о том, что они «нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки», Нафанаил с сомнением спросил: «из Назарета может ли быть что доброе»? На что Филипп сказал: «пойди и посмотри». А разве мы не мечтаем увидеть своими глазами все удивительное, о чем слышим от людей? Разве не спрашиваем в случае сомнений: «А ты сам видел»? Видеть, это – торжественная полнота знания. «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Посылая Апостолов на проповедь, Господь говорил: «Идите, научите все народы» (Мф.28:19). Он не ограничил их в способах учения. Не написано, чтобы создавать иконы. Но не написано, и чтобы писать книги. История не отмечает момента, когда началось иконопочитание. Это потому, что оно было в церкви всегда. Наши иконы, это – торжественное свидетельство обо всем, что видела церковь от воплощения Господа Иисуса Христа, и до сего дня. Потому что все, о чем говорит Евангелие, действительно происходило в определенное время и в определенном месте. Бог поистине стал Человеком, и – вот Его человеческий облик, который видели, и который попытались запечатлеть и сохранить. Вот так младенец Иисус лежал в яслях, в кормушке для скота. Вот так Он крестился от Иоанна в Иордане. Вот так Он въезжал на ослице в Иерусалим. Вот так Он был распят на кресте. Вот так вознесся на небо. Вот так пришел впоследствии, чтобы взять на небо душу Своей Пречистой Матери. Как же эти изображения должны волновать сердце и укреплять веру!

Господь говорил ученикам: «Ваши же блаженны очи, что видите» (Мф.13:16). Были христиане и до Христа, которые, как говорил о них Господь, только «желали видеть», «и не видели» (Лк.10:24). И все же их вера была такова, что они «побеждали царства, творили правду», «заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча». «Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу». Они тоже свидетельствуют о Божией славе, о торжестве Православия. Это их имеет ввиду Апостол, когда говорит: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и в терпении будем проходить предлежащее нам поприще». А ведь для нас это «облако свидетелей» еще больше: для нас встают в памяти еще и бесчисленные свидетели последних двух тысячелетий!

И наши иконы, это наше боевое, походное знамя, которое всегда впереди. Это – видимое свидетельство нашей веры. Это – изобразительное предание нашей церкви. Но знамя победы только тогда – знамя победы, когда оно в руках радостных победителей, а не в руках уныло отступающей толпы.

 

 

Сорок мучеников Севастийских / Юрий Мак­си­мов

 

Один из са­мых лю­би­мых в на­ро­де празд­ни­ков — день Со­ро­ка му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских, 22 мар­та по но­во­му сти­лю. По­че­му же так лю­бят этот празд­ник?

В 313 го­ду свя­той им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ве­ли­кий да­ро­вал хри­сти­а­нам сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния. Но власть во мно­гих про­вин­ци­ях по-преж­не­му при­над­ле­жа­ла языч­ни­кам, го­ни­те­лям хри­сти­ан. Так бы­ло и в про­вин­ции Ар­ме­ния, рас­по­ла­гав­шей­ся на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Тур­ции. Здесь, в го­ро­де Се­ва­стии гар­ни­зо­ном ко­ман­до­вал рев­ност­ный языч­ник Аг­ри­ко­лай. И вот зи­мой 320 го­да он по­ве­лел всем сво­им во­и­нам со­вер­шить жерт­во­при­но­ше­ния идо­лам. Со­рок че­ло­век от­ка­за­лись, за­явив, что они — хри­сти­ане и по­кло­ня­ют­ся толь­ко Бо­гу ис­тин­но­му, а не ис­ту­ка­нам.

Сна­ча­ла Аг­ри­ко­лай уго­ва­ри­вал их, обе­щал по­вы­ше­ние по служ­бе, день­ги. По­том стал угро­жать тюрь­мой и по­зор­ной смер­тью. Но во­и­ны от­верг­ли все по­су­лы и угро­зы, и то­гда пра­ви­тель за­клю­чил их в тюрь­му. Уз­ни­ки усерд­но мо­ли­лись и но­чью услы­ша­ли глас: «Пре­тер­пев­ший до кон­ца спа­сет­ся».

Неде­лю спу­стя в го­род при­е­хал знат­ный са­нов­ник Ли­сий и ве­лел по­бить во­и­нов-хри­сти­ан кам­ня­ми. Но кам­ни ле­те­ли ми­мо це­ли; ка­мень, бро­шен­ный са­мим Ли­си­ем, по­пал в ли­цо Аг­ри­ко­лаю. Сму­щен­ные му­чи­те­ли вер­ну­ли уз­ни­ков в тюрь­му, чтобы по­ду­мать, как по­сту­пить с ни­ми. Но­чью в тем­ни­це во­и­ны сно­ва услы­ша­ли уте­ша­ю­щий го­лос Гос­по­да: «Ве­ру­ю­щий в Ме­ня, ес­ли и умрет, ожи­вет. Дер­зай­те и не стра­ши­тесь, ибо вос­при­и­ме­те вен­цы нетлен­ные».

На сле­ду­ю­щий день во­и­нов свя­зан­ны­ми по­ве­ли к озе­ру близ го­ро­да Се­ва­стии. В тот день был силь­ный мо­роз. Во­и­нам при­ка­за­ли раз­деть­ся и по­ста­ви­ли пря­мо в ле­дя­ную во­ду. А на бе­ре­гу то­пи­лась ба­ня, и му­чи­те­ли ска­за­ли, что лю­бой из них мо­жет сра­зу же со­греть­ся в ней, ес­ли от­ре­чет­ся от Хри­ста. Всю ночь во­и­ны му­же­ствен­но пе­ре­но­си­ли хо­лод, обод­ряя друг дру­га. Они пе­ли псал­мы, несмот­ря на боль, при­чи­ня­е­мую об­мо­ро­же­ни­ем. А му­ка эта по си­ле срав­ни­ма с ожо­га­ми от ог­ня. Один из во­и­нов по­сле несколь­ких ча­сов не вы­дер­жал, по­бе­жал на бе­рег, к бане. Но ед­ва он всту­пил на по­рог жар­ко на­топ­лен­ной ба­ни, из-за рез­ко­го пе­ре­па­да тем­пе­ра­тур ко­жа и плоть его ста­ли от­де­лять­ся, и он умер.

Ночь дли­лась, и страж­ни­ки, охра­няв­шие ме­сто му­че­ния, за­дре­ма­ли. Не мог за­снуть толь­ко один из них, Агла­ий. Он был по­ра­жен: как же эти хри­сти­ане, несмот­ря на неслы­хан­ные му­че­ния, не пре­кра­ща­ют мо­лит­вы? В тре­тьем ча­су но­чи он уви­дел, что над озе­ром раз­ли­ва­ет­ся яр­кий свет, со­всем как ле­том. Ста­ло так теп­ло, что лед рас­та­ял. Агла­ий недо­уме­вал: что же про­ис­хо­дит? Взгля­нув вверх, он уви­дел над го­ло­ва­ми во­и­нов све­тя­щи­е­ся вен­цы. Вен­цов бы­ло трид­цать де­вять — по чис­лу остав­ших­ся стой­ки­ми му­че­ни­ков. То­гда Агла­ий сбро­сил с се­бя одеж­ду, крик­нул, бу­дя дру­гих страж­ни­ков: «И я хри­сти­а­нин!» — и по­бе­жал к му­че­ни­кам. Он мо­лил­ся: «Гос­по­ди Бо­же, ве­рую в Те­бя, в Ко­то­ро­го эти во­и­ны ве­ру­ют. При­со­еди­ни ме­ня к ним, да спо­доб­люсь по­стра­дать с Тво­и­ми ра­ба­ми».
Утром вер­ну­лись на­чаль­ни­ки му­чи­те­лей и уви­де­ли, что во­и­ны еще жи­вы, да впри­да­чу сре­ди них один из тю­рем­щи­ков! В яро­сти Ли­сий и Аг­ри­ко­лай ве­ле­ли пе­ре­бить му­че­ни­кам мо­ло­та­ми го­ле­ни, чтобы сде­лать стра­да­ния невы­но­си­мы­ми. Но и уми­рая от му­че­ний, во­и­ны не пе­ре­ста­ва­ли мо­лить­ся и сла­вить Ис­тин­но­го Бо­га.
Ли­сий при­ка­зал уни­что­жить остан­ки во­и­нов, чтобы хри­сти­ане не по­чи­та­ли мо­щи но­вых му­че­ни­ков. Те­ла свя­тых бы­ли со­жже­ны на ко­ст­ре, а ко­сти бро­ше­ны в ре­ку. Спу­стя три дня му­че­ни­ки яви­лись во сне епи­ско­пу Се­ва­стии Пет­ру и по­ве­ле­ли ему взять ко­сти из ре­ки. Епи­скоп с несколь­ки­ми свя­щен­ни­ка­ми но­чью тай­но при­шли к ре­ке. О чу­до: ко­сти му­че­ни­ков си­я­ли в во­де как звез­ды! Хри­сти­ане со­бра­ли остан­ки свя­тых и с че­стью по­хо­ро­ни­ли их.

В Рос­сии из­дав­на был обы­чай в день па­мя­ти Се­ва­стий­ских му­че­ни­ков ле­пить из те­ста и печь «жа­во­рон­ков» — бу­лоч­ки в ви­де птиц. По­че­му имен­но жа­во­рон­ки? Кре­стьяне, об­ра­щая вни­ма­ние на то, что по­ю­щий жа­во­ро­нок то взмы­ва­ет ввысь, то кам­нем «па­да­ет» к зем­ле, объ­яс­ня­ли это осо­бым дерз­но­ве­ни­ем и сми­ре­ни­ем этих птиц пред Бо­гом. Жа­во­ро­нок быст­ро устрем­ля­ет­ся квер­ху, но, по­ра­жен­ный ве­ли­чи­ем Гос­по­да, в глу­бо­ком бла­го­го­ве­нии скло­ня­ет­ся вниз. Так жа­во­рон­ки, по мыс­ли на­ших бла­го­че­сти­вых пред­ков, изо­бра­жа­ли со­бой песнь сла­вы Гос­по­ду, воз­не­сен­ную му­че­ни­ка­ми, их сми­ре­ние и устрем­лен­ность ввысь, в Цар­ство Небес­ное, к Солн­цу Прав­ды — Хри­сту.

 

(16)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *