Святые благоверные князья Борис и Глеб (во святом крещении – Роман и Давид)

Свя­тые бла­го­вер­ные кня­зья Бо­рис и Глеб (во свя­том кре­ще­нии – Ро­ман и Да­вид) – пер­вые рус­ские свя­тые, ка­но­ни­зи­ро­ван­ные как Рус­ской, так и Кон­стан­ти­но­поль­ской Цер­ко­вью — как стра­сто­терп­цы.

В основе этого подвига подражание Христу в кротком перенесении страданий.

В1015 году после кончины святого князя Владимира киевский престол занял Святополк. Он нарушил желание Владимира, чтобы на великом княжении сел другой его сын, Борис, способный продолжить утверждение христианства на Руси. Борис, не желая поднимать руку на старшего брата отказался от борьбы за престол. Но Свя­то­полк, уподобившись первому братоубийце Каину, всеравно по­до­слал к Борису убийц, и тот был заколот в своём шатре. Позже обманом был вызван из Мурома и по дороге убит и другой брат – князь Глеб. Современников поразил подвиг святых братьев, которые предпочли заповедь Божию.

В чем же со­сто­ял по­двиг свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба? Ка­кой смысл в том, чтобы вот так – без со­про­тив­ле­ния по­гиб­нуть от рук убийц?

Жизнь свя­тых стра­сто­терп­цев бы­ла при­не­се­на в жерт­ву ос­нов­но­му хри­сти­ан­ско­му доб­ро­де­ла­нию – люб­ви. «Кто го­во­рит: «Я люб­лю Бо­га», а бра­та сво­е­го нена­ви­дит, тот лжец» (1Ин.4:20). Свя­тые бра­тья сде­ла­ли то, что бы­ло еще но­во и непо­нят­но для язы­че­ской Ру­си, при­вык­шей к кров­ной ме­сти – они по­ка­за­ли, что за зло нель­зя воз­да­вать злом, да­же под угро­зой смер­ти. «Не бой­тесь уби­ва­ю­щих те­ло, ду­ши же не мо­гу­щих убить» (Мф.10:28). Свя­тые му­че­ни­ки Бо­рис и Глеб от­да­ли жизнь ра­ди со­блю­де­ния по­слу­ша­ния, на ко­то­ром зи­ждит­ся ду­хов­ная жизнь че­ло­ве­ка и во­об­ще вся­кая жизнь в об­ще­стве.

(71)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *