Короткой строкой

О поминовении усопших на третий, девятый и сороковой дни.

Святой Макарий Египетский спросил у Ангела, сопровождавшего его в пустыне: «Объясни мне, почему святыми отцами заповедано совершать в церкви приношение за усопшего в третий, девятый и сороковой день?» Ангел отвечал о третьем дне: «Бог не попустил в своей Церкви быть ничему неблагопотребному и бесполезному. Когда в третий день в Церкви совершается молитва и приношение за умершего, его душа получает облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом; потому что в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжении двух дней душа ходит по земле, где хочет. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором оно положено. А добродетельная душа идет в те места, в которых творила правду. В третий же день душа возносится на небеса для поклонения Богу. После этого душа видит обители святых и красоту рая и, рассматривая их, удивляется, и прославляет Создателя, и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы мне! Я не послужила Богу как должно и не удостоюсь этой благодати и славы!» Через шесть дней она опять возносится ангелами на поклонение Богу, и хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего. После поклонения Бог повелевает отнести душу во ад и показать ей мучения несчастных. По этим местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. На сороковой день она опять возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место. Итак, правильно поступает Церковь, совершая в сороковой день поминовение усопших». Такое было Ангельское откровение преподобному Макарию о состоянии душ усопших.

Об истории праздника Всех русских святых.

В предстоятельство святителя Макария Московского (1542-1563), сугубо потрудившегося над прославлением русских святых, установили празднование памяти «Всех святых новых чудотворцев Российских». Впоследствии этот праздник был забыт, и лишь на Поместном соборе 1917-1918 годов было решено его восстановить как символ духовного единства в период гонений и поругания святынь. Соборным решением 13 (26) августа1918 года праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших» был возвращен в календарь Русской Церкви. Одним из составителей службы стал великий святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Вначале празднование назначили на первое воскресенье Петрова поста, но в 1946 году этот день началась Великая Отечественная война.

Предание о иконе Пресвятой Богородицы «Достойно есть».

По афонскому преданию, в Х веке неподалёку от Кареи в пещере подвизался старец с послушником. Однажды под воскресный день старец ушел в монастырь на всенощное бдение, а послушник остался один в келлии. Ночью пришел незнакомый инок, и они вместе начали молиться. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, послушник, встав перед её иконою «Милующая», начал петь: Честнейшую Херувим…» но гость остановил его, сказав: «У нас не так величают Божию Матерь» — и запел иное начало: «Достойно есть яко во истину…», а потом уже к сему добавил «Честнейшую Херувим…». От дивного пения инока икона Божией Матери засияла необыкновенным светом. По просьбе послушника инок записал свою песнь перстом на каменной плите, которая под его рукою сделалась мягкой как воск. После этого странник, назвав себя Гавриилом, стал невидим. Чудотворная икона, пред которой была воспета молитва, с тех пор стала называться «Достойно есть». Её с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она пребывает и доныне/

(13)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *