Короткой строкой

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Мученическая кончина св. Екатерины.

Екатерина, дочь правителя Александрии, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование и знала 72 языка. В 305 году во время языческого жертвоприношения, совершаемого императором Максимином, она призвала его оставить языческих богов и стать христианином. Царь, пораженный её красотой, созвал 50 искуснейших мудрецов-ораторов , которые были побеждены ею в споре и затем сожжены по приказу правителя. Екатерину избили воловьими жилами, заключили в темницу и хотели колесовать, но колёса были разрушены Ангелом. Казнив императрицу Августу, исповедавшую себя христианкой, Максим предложил Екатерине стать его женой, если она принесёт жертву языческим богам. Святая отказалась и ей отсекли голову.

Андреевский крест.

У римлян для казни преступников, не имевших римского гражданства, использовалось распятие и несколько форм креста. Один из видов креста назывался «крест сбитый»; он образовывался из двух брусьев одинаковой длинны, соединявшихся посередине под прямым углом. По начертанию этот крест напоминал букву Х. Этот вид креста у нас известен под именем Андреевского креста, так как, на таком кресте был распят апостол Андрей Первозванный. В 1694 году царь Петр 1 повелел поместить изображение Андреевского креста на военно-морском флаге России, который с тех пор называется Андреевским флагом.

Проповедь апостола Андрея Первозванного

Согласно Житию апостола Андрея, созданному монахом Епифанием в IX веке на основе ранних известий о проповеди апостола, тот совершил из Иерусалима три миссионерских путешествия вдоль берегов Черного моря. Среди его спутников и сотрудников в деле проповеди в разных путешествиях были апостолы Петр, Матфий, Иоанн Богослов, Фаддей и Симон Кананит. В последнем путешествии апостол Андрей прибыл в Боспор, жители которого охотно внимали его проповеди, а затем в Феодосию и «упорствующий в язычестве» Херсон. Две страны – Иверия и Русь – связывают начало своей христианской истории с проповедью апостола Андрея. Завершилось благовестническое служение апостола в Патрах: здесь он был заключен в тюрьму за обращение в христианскую веру жены и брата ахейского проконсула Эгеата и затем распят на кресте.

Богословские труды прп. Иоанна Дамаскина.

Прп. Иоанн Дамаскин начал каръеру как чиновник при дворе халифа в Дамаске, но оставил светское служение и, отпустив рабов на волю, постригся в монастыре преподобного Саввы Освященного. Св. Иоанн оставил обширное наследие: ему принадлежат догматические, полемические, аскетические, экзегетические, гомилетические, агиографические сочинения и литургическая поэзия. Все его творения написаны по-гречески в прекрасном византийском стиле. Наиболее значительный труд святого – трилогия «Источник знания», состоящая из трактатов «Диалектика», «О ересях» и «Точное изложение православной веры». Завершающая часть является первым систематическим изложением вероучения Церкви на основе святоотеческих текстов. В течении веков эта книга служила учебником богословия. В Х веке её перевели на славянский язык. Особенно ценно литургическое наследие преподобного Иоанна: он почитается как создатель Октоиха и автор многих песнопений; благодаря ему в богослужении получили широкое употребление каноны.

Мученичество святой Варвары.

Великомученица Варвара пострадала в 306 году при императоре Максимиане. Она была дочерью язычника Диоскора из города Гелиополия Финикийского. Запертая отцом, скрывающим от посторонних глаз её необычайную красоту, Варвара наблюдала из окна башни величие природы и пришла к мысли о существовании единого Творца и Создателя мира. Когда отец освободил дочь, решив выдать замуж, она познакомилась с христианами и приняла крещение. Узнав об этом Диоскор отрёкся от дочери и выдал её правителю города Мартиану. Варвару, отказавшуюся принести жертву идолам, жестоко пытали. Когда стало ясно, что девушка не отречется от Христа, родной отец обезглавил её. В1108 году мощи святой были привезены в Киев дочерью византийского императора Алексея Комнина Варварой, ставшей женой киевского князя Святослава Изяславича.

Помощь свт. Николая Чудотворца.

Одно из добрых дел свт. Николая почитаемого как скорого помощника и заступника, относится к начальному периоду его служения в сане епископа. От родителей ему досталось наследство, и святитель употребил его на помощь неимущим, стараясь благотворить тайно. У одного бедняка в Патрах было три дочери; ему не на что было жить и тем более выдать их замуж. Будучи лишь по имени христианином, в этой тяжелой ситуации он дошел до мысли пожертвовать честью дочерей и из их падения извлечь средства для жизни. Святитель Николай получил от Бога откровение о преступном намерении отца и решил спасти этих людей от голода и духовной гибели. Три ночи он тихо приходил к их дому и бросал узел с золотом. Эти средства помогли отцу оставить мысль о предании дочерей греху и благодарить Бога.

Кончина пяточисленных мучеников.

Святые мученики пяточисленные – Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест – пострадали при императоре Диоклетиане (284-305) в Армении. Пресвитера Авксентия после безуспешных попыток склонить к отречению от Христа обезглавили. Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову. Воин Орест был приговорён к сожжению на раскалённом железном ложе, куда взошел, укрепляемый молитвой святого Евстратия. Сам Евстратий за исповедание веры был подвергнут жестоким пыткам и сожжен. Святой Мардарий был повешен вниз головой и скончался во время мучений. Молитва этого святого: «Владыко Боже, Отче Вседержителю…» является древнейшей молитвой , используемой ежедневно за православным богослужением: она читается в конце третьего часа, на полунощнице и Великом повечерии.

(6)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *