Короткой строкой

Начало большевистских гонений на церковь.

Советская власть с первых же своих дней развернула неприкрытое гонение на Церковь, мотивируя это борьбой с контрреволюцией. Главная причина гонений крылась в самой сущности воинствующего богоборческого большевизма. Придя к власти, Ленин и его подельники сразу же повели борьбу с тем, что вызывало у них такую ярость. Сама по себе религия, с точки зрения большевиков, была явлением контрреволюционным. «Новый мир», который собирались построить марксисты-ленинцы, никакой иной веры, кроме как в коммунизм, не предпологал. Отсюда вытекала неизбежность гонения с их стороны в особенности на Русскую Православную Церковь.

Мученическая кончина св. Димитрия Солунского.

Великомученик Димитрий Солунский римский градоначальник в Фессалониках, открыто проповедовавший в городе и обративший в христианство многих его жителей, в 306 году был схвачен во время проповеди и приведён к императору Максимиану. Спеша на стадион, где проходили сражения гладиаторов, одним из которых был его любимец Лий, убивший в бою много осуждённых христиан, Максимиан отложил суд над Димитрием и заключил его в подземелье, где святой напутствовал юного христианина Нестора, вызвавшегося сразиться с Лием, и предсказал ему победу и мученическую смерть. Нестор убил Лия, сбросив его с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а Димитрия предать такой же смерти, какой погиб Лий: святого пронзили копьями в подземелье. Благочестивые христиане нашли его тело и погребли.

Начало летописания на Руси.

Монастыри в Древней Руси были центрами не только духовной жизни, но и просвещения и летописания. Первым русским летописцем почитается преподобный Нестор, насельник Киево-Печерской обители, автор первой и второй Печерской летописи на основе которых возникла «Повесть временных лет». Рассказ о том, «откуда есть пошла Русская земля», прп. Нестор начал издалека – с ветхозаветных времён; точкой отсчёта стала история Всемирного потопа и расселения людей. «Повесть» открывается перечнем 72 народов и в этот список в качестве потомков Иафета летописец внёс славян. Это задаёт тон дальнейшему рассуждению: русскую историю автор представляет как продолжение Священной истории.

Начало антицерковного террора большевиков.

Наступление большевиков на Церковь началось сразу после переворота и проводилось в различных формах. Оно проявилось в законодательной сфере (уже в Декрете о земле, принятом на второй день советской власти) и в развёртывании атеистической пропаганды, проводимой в самых оскорбительных для верующих формах, как, например, в глумлении над святыми мощами. Также с первых дней правления большевики в борьбе с Церковью использовали террор. 7 ноября они захватили власть в Петрограде, а уже 13 ноября в Царском Селе красногвардейцами был расстрелян протоиерей Иоанн Кочуров – первый новомученик Русской Церкви. После этого число жертв красного террора против духовенства, монашествующих и активных мирян быстро пошло сначало на десятки, затем на сотни, а к концу Гражданской войны – уже на тысячи.

«Большой террор» против Русской Православной Церкви.

«Не губите в крови отмщения и свою душу.

Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром».

Свт. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси.

В конце 1930-х годов Православная Церковь в СССР была почти полностью физически уничтожена. На всю страну осталось несколько сот действующих храмов, в которых служило примерно такое же число священников, и лишь четыре православных архиерея, остальные в подавляющем большинстве были расстреляны. Но уничтожение земной составляющей Церкви преумножало Церковь Небесную. Несломленные духовно новомученики и исповедники Российские вдохновляли на стояние в Истине тысячи других подвижников. А имея перед глазами такой сонм святых, и миллионы простых верующих в России хранили верность Православию. Как писал митрополит Иосиф (Петровых), «смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение». В конечном итоге богоборческий советский режим пал, а Церковь в России выстояла.

Установление праздника «Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных».

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в середине IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, состоявшемся за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Сонм Ангелов возглавляет святой Архангел Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог»), почитаемый как Архистратиг (предводитель) Небесного воинства. Архангел Михаил низринул с неба возгордившегося денницу с другими падшими духами ещё до сотворения человека. Через него множественно являлась сила Господня в Церковной истории. Праздник напоминает верующим о духовной борьбе Ангельских сил с «духами злобы поднебесной».

Гомилетическое наследие святителя Иоанна Златоуста.

«Что мне в похвалах ваших? Тогда мне похвала,

когда вы исправите вашу жизнь и обратитесь к Богу».

Свт. Иоанн Златоуст.

Святителю Иоанну, архиепископу Константинопольскому, принадлежит почти 900 сочинений,; ни один из греческих отцов Церкви не оставил столь обширного литературного. Большую часть сочинений святителя составляют проповеди. За редкий дар красноречия его называли Златословным и Златоструйным, а в середине VI века за ним закрепилось прозвание «Златоуст». В своих проповедях святитель Иоанн касался вопросов вероучения и опыта духовной жизни; во многих поучениях святитель обращается к теме борьбы с грехом жадности и немилосердия к бедным, но большую часть его гомилетического наследия составляют проповеди с толкованием Священного Писания. Святителем были полностью истолкованы все Евангелия, Деяния апостольские, полный корпус посланий апостола Павла, а также многие ветхозаветные книги.

(11)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *