Андрей Рублев

Се­го­дня (4/17 июля) – па­мять пре­по­доб­но­го Ан­дрея Рубле­ва, ве­ли­ко­го рус­ско­го ико­но­пис­ца, имя ко­то­ро­го зна­ют все хо­тя бы по филь­му Ан­дрея Тар­ков­ско­го. К со­жа­ле­нию, о его ре­аль­ной жиз­ни из­вест­но немно­го.

Бу­ду­щий ико­но­пи­сец-бо­го­слов ро­дил­ся в Мос­ков­ском кня­же­стве (или в Нов­го­ро­де?) в по­след­ней тре­ти XIV ве­ка, а скон­чал­ся в Москве при­бли­зи­тель­но в 1430 го­ду. При­нял мо­на­ше­ский по­стриг в стро­я­щем­ся Тро­и­це-Сер­ги­е­вом мо­на­сты­ре (позд­нее – зна­ме­ни­тая Лав­ра) с име­нем Ан­дрей (мир­ское имя неиз­вест­но) и стал ико­но­пис­цем. Даль­ней­шая его жизнь свя­за­на с Ан­д­ро­ни­ко­вым мо­на­сты­рём в Москве, где, ве­ро­ят­но, он и по­гре­бён. Крат­кие ле­то­пис­ные за­мет­ки сви­де­тель­ству­ют о его ра­бо­те в Москве и Вла­ди­ми­ре. Неиз­вест­на и точ­ная да­та со­зда­ния все­мир­но из­вест­но­го ше­дев­ра – ико­ны «Жи­во­на­чаль­ная Тро­и­ца» (ру­беж XIV/XV ве­ков, или око­ло 1412 го­да?). Впро­чем, это не столь важ­но.

Тра­ди­ци­он­ный биб­лей­ский сю­жет – пат­ри­арх Ав­ра­ам при­ни­ма­ет и уго­ща­ет тра­пе­зой «трёх му­жей» у дуб­ра­вы Ма­м­ре (Бы­тие 18 гл.) – Рублёв упро­стил, на­пол­нив при этом глу­бо­ким бо­го­слов­ским со­дер­жа­ни­ем. Он по­ме­стил в цен­тре ком­по­зи­ции лишь ча­шу, по­вто­рив её очер­та­ния в кон­ту­рах бо­ко­вых ан­ге­лов. Это – «ча­ша стра­да­ний» (см. Мат­фей 26:39). Одеж­ды сред­не­го ан­ге­ла – бор­до­вый хи­тон (ру­баш­ка), си­ний ги­ма­тий (плащ) и клав (на­ши­тая по­ло­са) – яв­но от­сы­ла­ют нас к ико­но­гра­фии Иису­са Хри­ста. Двое из си­дя­щих за сто­лом го­ло­ва­ми и дви­же­ни­ем ста­на об­ра­ще­ны к ле­во­му ан­ге­лу, в об­ли­ке ко­то­ро­го чи­та­ет­ся оте­че­ская на­чаль­ствен­ность. Он си­дит пря­мо и его взгляд об­ра­щён к дру­гим ан­ге­лам. Свет­ло-ли­ло­вый цвет одежд сви­де­тель­ству­ет о цар­ствен­ном до­сто­ин­стве. Это – Пер­вое Ли­цо Свя­той Тро­и­цы. Пра­вый ан­гел изо­бра­жён в верх­ней одеж­де дым­ча­то-зе­лё­но­го цве­та. Это – ипо­стась Свя­то­го Ду­ха; за Ним воз­вы­ша­ет­ся го­ра. Дру­гие сим­во­лы – де­ре­во и дом. Де­ре­во – это рай­ское «дре­во жиз­ни», ука­зы­ва­ю­щее на «жи­во­на­чаль­ность» Тро­и­цы. Дом за спи­ной ан­ге­ла с чер­та­ми От­ца (Твор­ца Все­лен­ной) во­пло­ща­ет Бо­же­ствен­ное До­мо­стро­и­тель­ство. Внеш­ние кон­ту­ры ико­ны об­ра­зу­ют пя­ти­уголь­ник, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий Виф­ле­ем­скую звез­ду. Со­че­та­ние всех ико­но­пис­ных эле­мен­тов вы­ра­жа­ет ос­нов­ную бо­го­слов­скую идею «Тро­и­цы» – жерт­ву Сы­на Бо­жия ра­ди воз­вра­ще­ния к «на­ча­лу жиз­ни» – к пер­во­здан­ной («рай­ской») гар­мо­нии ми­ра, неко­гда утра­чен­ной в гре­хо­па­де­нии пер­вых лю­дей.

В Сред­ние ве­ка ве­ли­кие за­пад­ные бо­го­сло­вы-схо­ла­сты сфор­му­ли­ро­ва­ли це­лый ряд до­ка­за­тельств «бы­тия Бо­жия» – он­то­ло­ги­че­ское, кос­мо­ло­ги­че­ское и дру­гие. Их смысл в том, что опре­де­лён­ная ре­аль­ность, при­зна­ва­е­мая людь­ми, воз­во­дит их ум к Бо­гу и слу­жит под­твер­жде­ни­ем Его бы­тия. Эти до­ка­за­тель­ства во­шли и в пра­во­слав­ную дог­ма­ти­ку.

Им­ма­ну­ил Кант все их бес­по­щад­но рас­кри­ти­ко­вал (они в са­мом де­ле уяз­ви­мы) и вы­дви­нул своё – по его мне­нию, бес­спор­ное, – нрав­ствен­ное до­ка­за­тель­ство. А из­вест­ный рус­ский мыс­ли­тель, свя­щен­ник Па­вел Фло­рен­ский, как-то в шут­ку пред­ло­жил дру­гое – са­мое фило­соф­ски непро­ти­во­ре­чи­вое до­ка­за­тель­ство – «эс­те­ти­че­ское». Он сфор­му­ли­ро­вал его так: «Ес­ли есть ико­на Ан­дрея Рубле­ва «Тро­и­ца» – зна­чит есть Бог!»

Воз­мож­но, бо­лее вес­ко­го до­ка­за­тель­ства, чем это «бо­го­сло­вие в крас­ках», дей­стви­тель­но, не су­ще­ству­ет!

Юрий Ива­но­вич Ру­бан,
кан­ди­дат ис­то­ри­че­ских на­ук, кан­ди­дат бо­го­сло­вия

(26)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *