Сегодня (4/17 июля) – память преподобного Андрея Рублева, великого русского иконописца, имя которого знают все хотя бы по фильму Андрея Тарковского. К сожалению, о его реальной жизни известно немного.
Будущий иконописец-богослов родился в Московском княжестве (или в Новгороде?) в последней трети XIV века, а скончался в Москве приблизительно в 1430 году. Принял монашеский постриг в строящемся Троице-Сергиевом монастыре (позднее – знаменитая Лавра) с именем Андрей (мирское имя неизвестно) и стал иконописцем. Дальнейшая его жизнь связана с Андрониковым монастырём в Москве, где, вероятно, он и погребён. Краткие летописные заметки свидетельствуют о его работе в Москве и Владимире. Неизвестна и точная дата создания всемирно известного шедевра – иконы «Живоначальная Троица» (рубеж XIV/XV веков, или около 1412 года?). Впрочем, это не столь важно.
Традиционный библейский сюжет – патриарх Авраам принимает и угощает трапезой «трёх мужей» у дубравы Мамре (Бытие 18 гл.) – Рублёв упростил, наполнив при этом глубоким богословским содержанием. Он поместил в центре композиции лишь чашу, повторив её очертания в контурах боковых ангелов. Это – «чаша страданий» (см. Матфей 26:39). Одежды среднего ангела – бордовый хитон (рубашка), синий гиматий (плащ) и клав (нашитая полоса) – явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом головами и движением стана обращены к левому ангелу, в облике которого читается отеческая начальственность. Он сидит прямо и его взгляд обращён к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Это – Первое Лицо Святой Троицы. Правый ангел изображён в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это – ипостась Святого Духа; за Ним возвышается гора. Другие символы – дерево и дом. Дерево – это райское «древо жизни», указывающее на «живоначальность» Троицы. Дом за спиной ангела с чертами Отца (Творца Вселенной) воплощает Божественное Домостроительство. Внешние контуры иконы образуют пятиугольник, символизирующий Вифлеемскую звезду. Сочетание всех иконописных элементов выражает основную богословскую идею «Троицы» – жертву Сына Божия ради возвращения к «началу жизни» – к первозданной («райской») гармонии мира, некогда утраченной в грехопадении первых людей.
В Средние века великие западные богословы-схоласты сформулировали целый ряд доказательств «бытия Божия» – онтологическое, космологическое и другие. Их смысл в том, что определённая реальность, признаваемая людьми, возводит их ум к Богу и служит подтверждением Его бытия. Эти доказательства вошли и в православную догматику.
Иммануил Кант все их беспощадно раскритиковал (они в самом деле уязвимы) и выдвинул своё – по его мнению, бесспорное, – нравственное доказательство. А известный русский мыслитель, священник Павел Флоренский, как-то в шутку предложил другое – самое философски непротиворечивое доказательство – «эстетическое». Он сформулировал его так: «Если есть икона Андрея Рублева «Троица» – значит есть Бог!»
Возможно, более веского доказательства, чем это «богословие в красках», действительно, не существует!
Юрий Иванович Рубан,
кандидат исторических наук, кандидат богословия
(26)